Галина Карелова: «В партийном проекте «Старшее поколение» программы активного долголетия будут актуализированы»
Эффективная инфраструктура социального обслуживания, современные подходы к охране здоровья граждан старшего поколения, развитие гериатрии. Таковы основные элементы проекта новой Концепции политики активного долголетия, обсуждение которой началось в Правительстве России. Концепция рассматривает старшее поколение как значимый потенциал общества. Об этом заявила координатор партпроекта «Единой России» «Старшее поколение», вице-спикер Совета Федерации Галина Карелова.
«Этот документ очень важен для дальнейшего развития программ активного долголетия, продвижение которых в регионах является одной из задач партийного проекта «Старшее поколение», - заявила она.
Карелова подчеркнула, что Концепция дополнит такие стратегические документы как принятая в 2016 году «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года» и федеральный проект «Старшее поколение» в рамках национального проекта «Демография». Разработчики проекта Концепции опираются на определение активного долголетия, которое используется Всемирной организацией здравоохранения: оптимизация возможностей для обеспечения здоровья, участия в жизни общества и защищенности человека с целью повышения качества его жизни в ходе старения.
«Такая оптимизация будет тем эффективнее, чем выше будет вовлеченность в этот процесс как самих пожилых людей, так и общественных организаций. Партийный проект уже нацелен на это. С разработкой новой Концепции политики активного долголетия его рамки будут расширены, найдены новые точки приложения сил», - сказала Карелова.
Она отметила в связи с этим, что большим подспорьем для развития партийного проекта в соответствии с новым концептуальным документом будут служить данные доклада Роструда о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей за 2018 год.
В частности, подчеркнула сенатор, в проекте новой Концепции политики активного долголетия развивается поставленная в существующих стратегических документах задача более полного использования потенциала старшего поколения.
Сейчас, по данным Пенсионного фонда, после выхода на пенсию продолжает трудиться каждый пятый пенсионер, хотя желающих иметь дополнительный заработок к пенсии значительно больше. Однако, как показывают данные доклада Роструда, в среднем по Российской Федерации доля пенсионеров, обратившихся в 2018 году за содействием в поиске подходящей работы в государственные учреждения службы занятости составила от общей численности обратившихся граждан немногим более 4%. Наиболее высока она в Санкт-Петербурге, Сахалинской, Московской, Мурманской, Владимирской, Смоленской и Калужской областях, а также в Севастополе – от 7 и выше процентов. Меньше всего обращаются в службы занятости пожилые люди в закавказских республиках.
«Эти цифры говорят о том, что возможности трудоустройства используются явно не в полной мере, а между тем, по данным Роструда, в целом по стране через службы занятости трудоустраиваются 52% из обратившихся за содействием», - отметила сенатор.
Сенатор обратила внимание также на данные доклада о состоянии системы социального обслуживания граждан, благодаря которой социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые, социально-психологические услуги и ряд других видов социальных услуг оказываются нуждающимся в них людям. В частности, в докладе отмечено, что сделано за последние пять лет, чтобы привести стационарные организации социального обслуживания в надлежащее состояние: число аварийных и ветхих зданий, а также требующих капитального ремонта, снизилось более чем на 74 %; удалось сократить при этом на 90,16% очередь в стационарные организации социального обслуживания, увеличить их вместимость и улучшить условия проживания и обслуживания более чем для 128 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов. Она напомнила также, что внимание к необходимости решать проблему состояния стационарных учреждений социального обслуживания было привлечено именно через партпроект «Старшее поколение».
В докладе также отмечается, что тем не менее проблему нельзя считать решенной - большинство зданий стационарных организаций социального обслуживания построены в 50-60-х годах XX века и не обеспечивают комфортного проживания граждан. В федеральном проекте «Старшее поколение» национального проекта «Демография» предусматривается до 2024 года ввести в эксплуатацию более 11 тыс. мест стационарных организаций социального обслуживания, полностью ликвидировать здания, находящиеся в ветхом и аварийном состоянии, и избавиться от очередей.
Значительное место в докладе уделено первым итогам пилотного проекта по созданию также системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в который в 2018 году вошли 6 регионов. Внедрение стационарозамещающих технологий в этих регионах, обучение родственников уходу за гражданами пожилого возраста на дому, рост штатов медицинских организаций и организаций социального обслуживания, повышение квалификации их сотрудников, пятикратное увеличение числа граждан и инвалидов, которым в 2018 году дополнительно предоставлено социальное обслуживание на дому – таковы результаты проекта, который должен распространиться со временем на все регионы.
«Даже эти три конкретных позиции, а доклад охватывает большой комплекс вопросов, касающихся социально-экономического положения пожилых людей, показывают, что у координаторов партийного проекта «Старшее поколение» в регионах – большое поле деятельности. Советовала бы внимательно изучить доклад с точки зрения возможного содействия решению тех проблем, на которых делается акцент, организации общественного контроля со стороны пожилых граждан. Это позволит актуализировать программы партийного проекта на местах и будет «работать» на улучшение качества жизни пожилых людей, что является конечной целью всех стратегических документов по активному долголетию», – заключила Карелова.