«Народный контроль»: Как покупатель может бороться с просрочкой на полках магазинов?
Сегодня ежедневные объемы продаваемых товаров, особенно в крупных супер- и гипермаркетах, исчисляются тоннами. Среди них как из-за умышленных недобросовестных действий, так и по халатности регулярно встречаются просроченные продукты. Маленькие торговые точки с ограниченным ассортиментом тоже периодически неприятно удивляют покупателей товарами с истекшим сроком годности.
Самый простой способ обезопасить себя от просрочки – внимание, уверена координатор партпроекта «Народный контроль», депутат Госдумы Анна Кувычко. Первым делом, по ее словам, надо всегда смотреть дату на упаковке, исключений быть не должно, даже если вы торопитесь.
«Если нужная информация не нашлась или не читается, то лучше воздержаться от такой покупки, чем рисковать здоровьем. Не стоит также, по возможности, покупать продукцию, у которой срок годности подходит к концу. Потребительские свойства товара уже могут измениться и разочаровать вас. Мерчандайзеры, размещая на полках товар, прячут наиболее «свежий» вглубь, чтобы лучше раскупались продукты с истекающим сроком годности. Об этом знают многие, но в спешке забывают об этой особенности выкладки», – отметила Анна Кувычко.
Второй обязательный пункт «правил совершения безопасных покупок» – сохранение чеков. Именно этот документ поможет быстро и без дополнительных усилий подтвердить факт покупки в конкретном магазине.
«Очень важно, чтобы на чеке был QR-код, который содержит в зашифрованном виде основные реквизиты продавца, – подчеркнула координатор партпроекта. – А перевод денег на карточку продавца (этот способ сегодня довольно популярен при расчетах на ярмарках и рынках) практически лишает возможности доказать свою правоту в случае возникновения вопросов».
Когда просрочка обнаружена до совершения покупки, надо обратиться к администрации магазина. Сотрудники торговой точки должны незамедлительно убрать ее с полок и проверить срок реализации остальных аналогичных продуктов. По факту обнаружения в продаже товаров с истекшим сроком годности следует написать жалобу в книге отзывов или обратиться в Роспотребнадзор – это будет основанием для проведения проверки.
Если же товар, который не подлежит реализации, все-таки был приобретен, то, в первую очередь, нужно обратиться в торговую точку для решения этого вопроса «мирным путем». Для этого надо взять просроченный продукт и прийти к руководству магазина с ним и чеком. При этом надо помнить, что его отсутствие не может быть основанием для отказа в возврате – просто процедура окажется несколько сложнее и более затратной по времени.
«Если сотрудники отказываются принять обратно просрочку, необходимо составить и передать руководству торговой точки (направить на его имя другим способом) официальную претензию. К ней надо приложить копию чека и фото просроченного товара с хорошо видным сроком годности», – рассказала Анна Кувычко.
По закону отреагировать на обращение потребителя магазин должен в течение десяти календарных дней. Если за отведенное время продавец или его представитель не ответили на претензию или отказались от выполнения требований покупателя, то добиваться справедливости придется с помощью надзорных или судебных органов. Для начала этой процедуры им необходимо направить заявление с приложением копий всех собранных ранее документов.